Ввод торговых площадей в РФ снизился до 12-летнего минимума
В России зафиксирован минимальный объем ввода торговых помещений за последние 12 лет, и это поддержит рынок, следует из данных Центра экономического прогнозирования (ЦЭП) Газпромбанка.
За 2022 г. в Москве было введено 126 тыс. м2 торговых площадей, в регионах – 179 тыс. м2, что ниже аналогичных показателей за 2021 г. на 65% и 67% соответственно. Рынок качественных торговых центров продемонстрировал такую динамику за счет трех факторов:
Низкий объем нового строительства, в свою очередь, поддержит рынок торговой недвижимости с точки зрения стабилизации уровня вакансии и ставок аренды. Избыток нового предложения мог бы привести к еще большему увеличению доли вакантных помещений, а арендодатели были бы вынуждены идти на менее выгодные для себя коммерческие условия.
По итогам 2022 г. уровень вакансии в торговых центрах Москвы достиг отметки 16%, это на 2 п. п. выше итогов за 2021 г. Рост вакансии чаще всего сопровождается снижением арендных ставок. Так, ставки аренды для якорных арендаторов и для арендаторов галереи снизились к концу 2022 г. в среднем на 5-7%.
Среди наиболее стабильных форматов торговой недвижимости Московского региона стоит выделить аутлеты, специализированные моллы (строятся преимущественно на стальном каркасе), а также районные торговые центры, в которых присутствие международных брендов было минимальным.