Три тенденции развития fulfillment-сегмента
Через 2–3 года российским операторам потребуются сотни небольших логистических центров нового формата — micro-fulfillment centres (MFС), уверен Леонид Лазуткин, генеральный директор EVRAZ STEEL BOX. И это общемировая тенденция, которая подтверждается данными отчёта аналитической компании Data Insight. В 2021-м средний рост количества клиентов у 29 крупнейших fulfillment-операторов составил 30%, а числа обработанных заказов — 37%. Этот фактор напрямую влияет на динамику строительства в этой сфере, причём российские тенденции практически полностью соответствуют логике мировых трендов, считает эксперт.
«Исходя из опыта работы с заказчиками, мы ясно видим три ярких тренда, которые начали проявляться с начала этого года, — говорит Леонид Лазуткин, генеральный директор EVRAZ STEEL BOX, российского разработчика и поставщика полнокомплектных быстровозводимых зданий на металлическом каркасе. — Во-первых, это повышение уровня автоматизации и связанные с ней требования к внутреннему пространству, например, к количеству и шагу колонн. Чем колонн меньше, тем проще оптимизировать склад под роботизированные системы. Во-вторых, это перенос fulfillment-складов в черту городов и увеличение их этажности — для большей эффективности использования дорогих земельных участков. В-третьих, рост популярности формата micro-fulfillment centres (MFС), который потребует быстрого строительства сотен небольших, около 2 000 м2, центров, решающих проблему “последней мили” для операторов».
Эксперт отмечает, что сегодня подобные небольшие MFC можно строить очень быстро. Это типизированные объекты, разработка проектной и рабочей документации для которых на цифровой платформе проектирования BOX EXPRESS занимает около 20 минут (вместо обычных 4 недель). Оптимизация логистических процессов предполагает выбор завода для производства металлоконструкций с учетом местонахождения строительной площадки, что позволяет реализовывать такие проекты на 30–40 % быстрее. Таким образом, склад формата MFC под ключ можно отстроить за 2-3, а «полноценный» fulfillment-объект — за 4-5 месяцев.
«На мой взгляд, MFC — лучшая альтернатива для небольших брендов, которые хотят избежать затрат на дорогие розничные магазины или дорогие fulfillment-сервисы, — считает Бриттен Лэдд, ведущий мировой эксперт в области управления цепочками поставок, логистики, электронной коммерции и микроисполнения. — Отсылая свои продукты напрямую в MFC, они могут собирать, упаковывать и отправлять заказы в течение нескольких минут или часов (в зависимости от продукта и обязательств по уровню обслуживания, которые они взяли на себя перед клиентом). По оценкам Interact Analysis, к 2030 г. только в США будет установлено 7 300 или более автоматизированных MFC, которые могут стать одним из самых быстрорастущих сегментов логистики».
Тренд на рост высотности в городской черте объясняется особенностями формата. Fulfillment-центр требует в 3 раза больше площади, чем классический склад, поскольку ассортимент продукции на хранении очень велик. Например, по опыту Amazon, 25% из 2,5 млн продавцов маркетплейса имеют каталог товаров более чем с 50 наименованиями. Все это ведет к требованию увеличения полезных площадей и этажности зданий. Например, в Европе и Америке уже есть центры высотой 34 м.
Общемировым является и тренд на автоматизацию. Например, к концу 2026 финансового года, как полагают в Walmart, примерно 65 % магазинов торговой сети будут обслуживаться с помощью автоматизированных систем, 55 % объёма fulfillment-центров будет обрабатываться роботами. При этом средние удельные затраты могут снизиться приблизительно на 20 %. Более того, роботизированные решения для хранения, использующие всю высоту от пола до потолка, позволяют значительно увеличить объём складских запасов при меньшей площади.