Испытание логистикой 2.0: старые проблемы не решены, а новые добавились
Олег Чернов, генеральный директор АО "Инвестиционный Металлургический Союз" разместил у себя на странице в социальной сети ВКонтакте пост с анализом положения дел в логистике, с которым столкнулся Балтийский Металлообрабатывающий Кластер:
«Начиная готовить наш аналитический мониторинг ситуации с логистикой, мы с командой Балтийского Металлообрабатывающего Кластера вспомнили фразу Чарльза Дарвина: «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям». Удивительно, как четко закон именитого антрополога описывает реалии калининградского бизнеса!
Уже второй строительный сезон мы действительно пытаемся приспосабливаться к режиму островной экономики. И не могу сказать, что все получается. К сожалению, пока мы получили не действующий логистический механизм, а новых монополистов в лице наших морских экспедиторов. И теперь вместе с ними осваиваем все новые и новые рабочие специальности.
Так, год назад среднестатистический калининградский металлообработчик и поставщик стройматериалов должны были уметь:
- самостоятельно зафрахтовать место на судне,
- разбираться в такелаже и объемах трюма,
- организовывать работу питерских портов, учитывая неготовность местной инфраструктуры к перегрузке больших партий металлопроката,
- изучать прогнозы погоды
- и заодно молиться нужным богам, чтобы сухогруз не поломался, а паром — побыстрее вернулся из ремонта.
Сегодня металлообработчику стоит, по-видимому, еще прокачивать навык предвидения, чтобы заранее угадывать, как изменится схема тарифов морских перевозок, получишь ли ты субсидию и каким будет итоговое содержание коносамента твоего груза.
И как мы понимаем, особенно «радуются» этому факту конечные потребители — подрядчики наших региональных строек, чьи первоначальные сметы просто расползаются из-за фактических тарифов и сроков на транспортировку.
Не буду останавливаться подробно на сухопутных железнодорожных и автомобильных перевозках: в первом случае объем наших поставок — минимальный из-за трудностей с транзитом вагонов, а второй — по-прежнему закрыт для поставщиков металла и стройматериалов.
Но калининградцы используют автомобильные фуры для доставки своих товаров в порты Санкт-Петербурга и отмечают рост цен на аренду машин на 20-24%.
Но, хотелось бы подробнее остановиться на доставке продукции морским путем.
Сухогрузы: новая монополия?
Морская перевозка сухогрузами — сегодня по факту единственная функционирующая логистическая цепочка для калининградских металлообработчиков.
Наши коллеги работают со всеми экспедиторами, не отдавая никому предпочтение, чтобы не создавать «перегруз» в порту. Но металл все равно порой ждет своей очереди на отгрузку по 3-4 недели. Экспедиторы сами определяют, что будет загружено на сухогруз, и часто отдают приоритет контейнерным грузам. Все это время металлопрокат и изделия лежат под открытым питерским небом (читай – набирают влаги и ржавчину). Сегодня при составлении договоров наши резиденты указывают сроки доставки не меньше 25-30 дней.
Наш ведущий строитель и производитель металлоконструкций — компания «СТРИМ Проект» — отмечает, что доставляет до порта 400-800 тн металла и МК в месяц, а суда в последнее время, вывозят всего лишь 200-400 тн их груза.
При этом коллеги переодически не знают, а что именно дойдет до Калининграда. Коносамент меняется прямо в море: из Питера по документам ушел один груз, а в Калининград по факту пришел другой.
При этом наши резиденты отмечают разный подход экспедиторов в работе с клиентами. Одни совершенствуют работу, и у металлообработчиков практически нет претензий к срокам доставки.
А вот к некоторым перевозчикам у наших коллег масса вопросов, касающихся сохранности груза и срокам доставки.
Например, хрупкая арматурная сетка после 1,5 месяцев ожидания может прийти деформированной и непригодной к реализации. На попытки выставить претензии экспедиторы в ответ многозначительно намекают, что могут, в принципе, заполнить трюм другими товарами.
Строите Большой театр? Готовьтесь к ценовым неопределенностям
А вот еще один шокирующий факт работы на морском направлении.
В этом году наш партнер, компания «СТРИМ Проект» зашла на архисложный объект, аналогов которому фактически нет в нашей стране. Команда Олега Крамаренко взялась за возведение металлокаркаса здания филиала Большого театра на острове Октябрьский.
Необычная архитектура объекта подразумевает очень сложные строительные решения — в частности монтаж выступающей 80-метровой выносной консоли без точки опоры.
Вдумайтесь: только для ее установки коллегам потребуется собрать дополнительную более 700 тонн металлоконструкций технических опор!
А всего для воплощения идеи архитекторов нужно смонтировать почти 6 500 тонн металлоконструкций. Причем мы впервые видим и такое число их разновидностей — более 11 000!
Для этого сложного объекта наши коллеги везут с завода в Московской области специальные изготовленные на заказ негабаритные металлоконструкций. Так как на паром вплоть до июля попасть было нереально, коллеги выбрали в качестве транспорта сухогрузы. И вот здесь у строителей произошел настоящий транспортный КОЛЛАПС.
В начале работы «СТРИМ Проект» как обычно получил официальную цену от перевозчика, составил смету и сумел выиграть тендер. Однако после первой же отгрузки негабарита в порту услуга выросла сразу на 45%, аргументируя это сложностями в погрузочно-разгрузочных работах негабарита.
Строители смиренно приняли новые условия — ударить в грязь лицом на таком знаковом объекте было нельзя.
Но дальше — больше.
Первую тысячу тонн экспедиторы привезли согласно первоначальным договоренностям — рассчитывая стоимость доставки негабаритных ферм по цене за килограмм.
Вторую тысячу тонн уже стали делить — негабаритные фермы стали обсчитывать по цене за килограмм плюс оговоренные дополнительные 45% за индивидуальные погрузочно-разгрузочные работы
Третью тысячу тонн в принципе отказывались везти негабаритные металлоконструкции по утвержденной в смете цене плюс оговоренные дополнительные 45% за индивидуальные погрузочно-разгрузочные работы.
Негабаритные металлоконструкции привезли ТОЛЬКО ПОСЛЕ ПОЛНОГО ПЕРЕРАСЧЕТА — С КИЛОГРАММОВ НА КУБИЧЕСКИЕ МЕТРЫ.
Как это ударило по строителям? Стоимость доставки соответственно на негабаритные конструкции возросла почти четыре раза.
А так как проект изобилует такими негабаритными металлоконструкциями, то подрядчики пребывают в тихом ужасе от итоговой сметы объекта.
Комментарии, как говорится, излишни.
Простои на российской «железке»
При этом не будем забывать, что до сухогруза и парома часть металла и металлоконструкций добирается с российских заводов по железной дороге.
Сложности возникают и на этом участке пути.
Так, вагон для Калининграда регулярно попадает в непредсказуемые по своей продолжительности простои на российских станциях и зависает там на срок от недели до 1-1,5 месяцев.
Причин масса: ждем состава, или ждем, когда соберется достаточное количество груза в нашу сторону, или уступаем дорогу более приоритетным грузам. А потом этот вагон еще «отдыхает» в порту, дожидаясь своей очереди на судно до Калининграда.
Как вы понимаете, из-за таких простоев экспедиторы и контрагенты не горят желанием работать с нашим направлением, так как теряют вагон из оборота в лучшем случае на 1,5-2 месяца.
Или же просто подымают ставку на вагон и включают ее в стоимость металла и металлоконструкций.
И в завершении
Мы по-прежнему верим, что для стабилизации ситуации с логистикой Правительство Калининградской области должно продолжать системную работу по координацию всех транспортных маршрутов региона.
Надеемся, что хотя бы в таком режиме наконец будут выработаны понятные правила, которые позволят резидентам нашего Кластера выполнять взятые на себя обязательства по бесперебойной поставке металлопродукции и изделий из металла в область.
Мы еще раз говорим, что «морской вопрос» в Калининграде не закрыт, а требует самого пристального внимания и огромных доработок. И без управления со стороны государства все эти процессы будут самонастраиваться еще очень долго — и удушающе дорого!
Со своей стороны мы, металлообработчики, готовы делиться с госведомствами актуальной информацией о состоянии перевозок и оптимизировать свои затраты, чтобы сохранять адекватный уровень цен.
Оптимизма, холодной головы и новых инсайтов всем нам!»