Инновационные решения в производстве сэндвич-панелей
В Глобальном инновационном индексе — 2023 Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) Россия находится на 51-м месте из 133, расположившись между Катаром и Чили. С точки зрения ВОИС, это неплохой показатель, однако динамика тревожит: ещё год назад мы были сорок седьмыми в этом списке.
В целом относительное падение интереса к инновациям — международная тенденция, связанная с глобальной политической турбулентностью: по мнению ВОИС, НИОКР идут рука об руку с венчурными инвестициями, а их перспективы на 2023 и 2024 годы туманны. Всё дело в высоких процентных ставках, которые продолжают оказывать влияние на финансирование.
Например, общая стоимость венчурных инвестиций снизилась почти на 40% в 2022 году.
Если судить по данным Росстата, Россия следует в общемировом негативном тренде, причём даже на лучших позициях: последние несколько лет удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, практически неизменен — есть небольшие флуктуации, но в целом это лежит в области статистической погрешности.
Однако сегодня, «чтобы оставаться на месте, нужно бежать»: любое торможение научно-технического прогресса в короткие сроки приводит к стагнации развития целых государств. Понимание этого в России есть: в ноябре 2023 года Правительство РФ актуализировало стратегические направления в области цифровой трансформации обрабатывающей промышленности, добавив два новых ключевых проекта — это «Технологическая независимость» и «Интеллектуальная господдержка». Последний из них определяет новые формы государственного финансового участия: с помощью платформы «Государственная информационная система промышленности» планируется упростить и сделать прозрачной систему заявок на получение бюджетных средств, снизив при этом отчётную нагрузку на промышленные предприятия.
Евгения Пушкарская, коммерческий директор по ключевым клиентам холдинга «Венталл», отмечает, что они полезны, но работать инвестиционная поддержка будет только в комплексе.
«Стимулировать инновационную активность не нужно, её внедрение диктует рынок, — считает Евгения Пушкарская. — Сами предприятия кровно заинтересованы в технологическом развитии, и не только по экономическим причинам, но и по соображениям престижа. Конечно, государственная поддержка здесь очень важна. Но ещё необходимо активно и масштабно вести информационную кампанию, направленную на приоритизацию процесса. Такая просветительская деятельность нужна для повышения интереса молодёжи к работе в нашем сегменте, обучению, научному труду, поскольку сегодня можно приобрести инновационное оборудование, но найти сотрудников, умеющих с ним работать, его обслуживать, практически невозможно».
«Венталл» тратит на инновации и НИОКР около двадцати миллионов рублей в год, объясняет эксперт, и это касается внедрения программных продуктов и BIM-моделирования, исследований возможностей металлоконструкций и технологий их конструирования, повышения уровня автоматизации процессов.
Подобный интерес является вполне практическим и даёт ощутимый экономический эффект. Например, цех сэндвич-панелей на заводе «Венталл-Дон», где внедрены инновационные технологии автоматизации процессов, за счёт сокращения количества операций и упрощения внутренней логистики теперь способны обслуживать всего восемь человек, в пять раз меньше, чем при традиционном подходе. «Безлюдная» площадка при этом имеет площадь 9 тыс. м2 и способна производить 1,2 млн м2 продукции в год. Фактически инновации позволили убрать весь тяжёлый и травмоопасный труд и качественно снизить риск ошибки из-за человеческого фактора.
Повышение инновационной активности — жизненно необходимая стратегия любой технологически развитой страны в современном мире. И если Россия хочет добиться к 2023 году поставленных стратегических целей — в 2,5 раза снизить технологическую зависимость и в 2,3 раза повысить уровень инновационной активности, необходимо объединять усилия всех заинтересованных сторон: государства, науки и промышленности.