+7 (812) 448-68-19
Режим работы:
Пн.-Пт. с 9:00 до 18:00

Быстровозводимые здания: 4 мифа, которые уничтожила цифровизация

EVRAZ Steel Box разбирается с экспертами, какие проблемы уже сегодня решены благодаря цифровизации и что нас ждёт в будущем.

МИФ 1. Предпринимателю без опыта в строительстве не справиться с бюрократическими преградами
Действительно, по данным ВЦИОМ, сложности с получением разрешительных документов (78 %) и постоянное изменение правил и законодательства (71 %) находятся на втором и третьем местах соответственно в рейтинге барьеров московских строителей.
«По нашим наблюдениям, бюрократия вынуждает до 70 % предпринимателей МСБ отказываться от быстровозводимого строительства. Или, что гораздо хуже, начать стройку без разрешительной документации», — говорит Леонид Лазуткин, генеральный директор EVRAZ STEEL BOX, российского разработчика и поставщика полнокомплектных быстровозводимых зданий на металлическом каркасе для предприятий малого и среднего бизнеса.

Объект, который строят без соответствующего разрешения и документов, считается самостроем, подлежащим сносу. Владельцу здания при этом может грозить штраф до 1 млн рублей. Даже для небольших объектов, для которых не требуется экспертиза проектной документации, нужно получать разрешение на строительство.

Что поменяла цифровизация?
Надо признать, что в 2022 году стройкомплекс реализовал множество активностей в вопросах цифровизации, в частности перевод услуг и процессов в электронный вид. Их конечная цель — упрощение процедуры получения разрешительных документов.
В роли пионера зачастую выступает столица. Так, недавно со своей цифровой инициативой вышел и Стройкомплекс Москвы. На портале mos.ru появилась услуга, которая помогает разобраться застройщикам в сложных административных процедурах. Эксперты подразделения составляют по запросу дорожную карту — пошаговую инструкцию, включающую сроки прохождения каждого этапа, список инстанций для обращения и необходимых документов для подачи.

Однако и другие регионы активно вовлечены в процесс цифровизации. По словам зампредседателя Правительства РФ Марата Хуснуллина, в декабре 2022 года в четырёх субъектах (Татарстане, Иркутской области, Краснодарском и Пермском краях) в опытную эксплуатацию введена единая цифровая платформа. Помимо открытых данных о территории (в том числе сведений о земле и недвижимости), на ней будут реализованы базовые сервисы, ориентированные на профессиональных участников рынка.

МИФ 2. На оформление документов для начала строительства нужно потратить много времени и средств
Проблема в том, что стоимость и сроки разработки проектной документации, сбора всех справок и технических условий почти не зависят от размера здания. Профессиональные проектные компании с неохотой берутся за маленькие проекты и требуют оплаты за них, как за большие. Инвестор в поиске менее требовательных исполнителей обращается к фрилансерам. Ему приходится выполнять работу менеджера проекта, оценивая разные технические решения и коммерческие предложения, а также выстраивая процесс технической проработки, экспертизы и согласования документации. При таком подходе очень сложно избежать непродуманных решений, переделок, срывов сроков и роста бюджета.

Что поменяла цифровизация?
Радикально упростила процесс получения разрешений (благодаря ускорению подготовки необходимой документации) автоматизация проектирования. Примером может послужить платформа BOX EXPRESS. На ней буквально за считанные минуты создаётся пакет документов, которым обычно занимается целый штат конструкторского бюро. Достаточно ввести размеры, выбрать комплектацию, и через 15–20 минут будет готова BIM-модель объекта, а также полный комплект чертежей: КМ, КМД, ОК и КЖ (с детальной проработкой схем и узлов в соответствии с ГОСТами). Для промышленных зданий площадью до 1 500 кв. м создаваемая на платформе BOX EXPRESS документация составляет почти 80 % от того, что необходимо для подачи на получение разрешения на строительство. Проектировщику остаётся лишь добавить пояснительную записку, схему планировочной организации земельного участка и необходимые чертежи инженерных коммуникаций.

МИФ 3. Быстровозводимое строительство небезопасно и недолговечно
Технология БВЗ предполагает строительство с хорошим запасом прочности. Тем не менее два-три раза в год в СМИ появляются сообщения об обрушении этих сооружений: часто обваливаются воздухоопорные здания, снеговую нагрузку не выдерживают кровли ангаров, складских и производственных помещений.

«Большинство аварий — это прямое следствие ошибок, допущенных при монтаже. Стальные конструкции имеют множество узлов и соединений: сварочных, заклёпочных, болтовых. Это трудоёмкие работы, которые требуют высокой квалификации. Некачественно выполненный монтаж приводит к нарушению взаимного расположения элементов конструкций и появлению не учитываемых расчётом нагрузок. Из-за них возникают разного рода дефекты. Например, при выполнении соединения ручной сваркой могут образовываться неплотности/непровар в сварных швах, что снижает несущую способность узлов. В совокупности такие дефекты могут стать причиной разрушения здания, — объясняет Юрий Левит, генеральный директор строительного холдинга CBIgroup. — Риск возникновения нарушений в разы увеличивается, когда монтажом занимаются частные строительные бригады. Они, как правило, не имеют опыта по выверке и подгонке отдельных элементов, а также по контролю качества монтажа. Для них важнее быстро закончить работы, а не качественно выполнить монтаж. Экономия получается небольшой и очень сомнительной».

Что поменяла цифровизация?
Действительно, ИТ-сервисы сегодня помогают осуществлять технический и авторский надзор хода строительства, в том числе и дистанционно. Примером подобного решения может послужить система цифровой монтажной маркировки BIMAR.

Она позволяет отслеживать правильность сборки каркаса БВЗ по специальным цифровым меткам, присвоенным элементам ещё при проектировании. «Через мобильное приложение строители могут с точностью до 3 мм определить местоположение любой металлоконструкции. И сразу проверить, соответствует ли оно проектному на 3D-модели здания, что на 90 % снижает риск возникновения ошибок при монтаже и практически исключает издержки на их исправление», — рассказывает Денис Кузнецов, основатель компании BIMAR SYSTEM.

МИФ 4. Для быстрого строительства доступно ограниченное количество типовых решений
Безусловно, если предприниматель обозначает короткие сроки и ограниченный бюджет на строительство, то проектная компания посоветует использовать типовой вариант. Он предполагает стандартную комплектацию и содержит набор универсальных технологических узлов. Типовые решения, могут очень быстро проходить экспертизу, например, как проекты повторного применения.

Однако типовое решение не всегда может соответствовать требованиям, возникающим из-за особенностей земельного участка или специфики технологических процессов бизнеса. В зависимости от сложности проекта потребуется или разработка индивидуального варианта, или доработка типового. На последнюю конструкторское бюро тратит от двух-трёх недель до полутора месяцев.

Что поменяла цифровизация?
Работа современных сервисов, в основе которой лежит цифровое моделирование (BIM-технологии), предполагает использование не нескольких типовых объектов, а широкой библиотеки готовых конструктивных решений. Это позволяет создавать огромное количество вариантов проектов под разные требования.

«Библиотеки технических решений разрабатывают многие производители. Однако до недавнего времени не было платформы, которая позволяла бы в автоматическом режиме готовить проектную документацию для зданий по индивидуальным габаритам, снеговым и ветровым нагрузкам, с расстановкой проёмов под окна, ворота и двери. Экспертам EVRAZ STEEL BOX удалось увязать комплекс конструктивных элементов, совместив каркас сооружения с остеклением, воротами и дверями ведущих российских поставщиков. В ближайшее время мы планируем дополнить функционал электротехническим блоком, а также системами вентиляции и отопления — рассказывает Леонид Лазуткин. — Функционал BOX EXPRESS позволяет сконфигурировать здание с учётом необходимых размеров (с точностью до 10 мм) и конструктивных элементов, а также автоматически адаптировать конструктив под требуемые климатические нагрузки и даже установить подкрановые пути под кран-балку».

Как говорят сами разработчики цифровых решений, пока они находятся в самом начале пути. Но уже сейчас сервисы и приложения значительно упрощают основные строительные процессы. Когда же инструменты цифровизации заработают на полную мощность, строительство БВЗ станет действительно простым для инвестора и будет занимать не больше трёх-четырёх месяцев, вне зависимости от сложности и оснащения объекта.

Новости отрасли

Омский НПЗ выполняет свои обязательства по экологической модернизации ММК в течение пяти лет направит 50 млн руб. на озеленение Магнитогорска В Бразилии запущен завод по изготовлению железорудных брикетов В Санкт-Петербурге планируют возобновить производство автомобилей для картинга Перевалка чёрных металлов за 11 месяцев 2023 г. снизилась на 13,6% Северсталь представила новые виды продукции с высокими эксплуатационными свойствами Бразильская компания модернизировала завод в Канаде «Новотранс» завершил первый этап строительства терминала в морском порту Усть-Луга Амурсталь увеличит выпуск продукции до 900 тыс. тонн к концу года Fitch прогнозирует ровный мировой рынок стали в 2024 г. По пути устойчивого развития: ТМК провела более 220 встреч на "Металл-Экспо-2023" Владимир Путин высказался за продление программы "Семейная ипотека"